О храме в честь Святителя и Чудотворца Николая в станице Грозненской Кизлярского отдела Терской области (К 200-летнему юбилею города Грозного)

Обложка выпуска № 1(25) 2018 

pdf_5561

Головлёв А.А.

Идентификатор статьи в журнале: 125360

УДК 913.1 (470.661) 

О храме в честь Святителя и Чудотворца Николая в станице Грозненской Кизлярского отдела Терской области (К 200-летнему юбилею города Грозного)

© 2018 Головлёв Алексей Алексеевич[1]

Самарский государственный экономический университет

E-mail: ecology@samsu.ru 

Побудительным мотивом для написания настоящей статьи стала уникальная фотография, на которой изображены храм в честь Святителя и Чудотворца Николая в станице Грозненской и конная сотня казаков. На основании произведённого краеведческого поиска восстанавливается история уничтоженного в советское время храма в честь Святителя и Чудотворца Николая, построенного на народные деньги. Определены следующие даты, связанные с возникновением, существованием и гибелью грозненской станичной святыни: начало строительства храма – 1899 г., окончание строительства и освящение храма – 1902 г., уничтожение храма – 1932-1933 гг. Высказываются предположения о событии в жизни станицы Грозненской, запечатлённом на уникальном фотоснимке. Конное построение сотни могло быть связано с отбыванием казаков на летние лагерные сборы, полковым праздником 1-го Кизляро-Гребенского полка или войсковым праздником Терского казачьего войска. Наиболее вероятно, что станицу Грозненскую могли посетить командиры 1-го и 2-го Кизляро-Гребенских полков, офицеры из управления Кизлярского отдела Терской области. Встречать начальство могли атаман станицы Грозненской и офицеры 1-го и 2-го Кизляро-Гребенских полков. 

Ключевые слова: станица Грозненская, город Грозный, храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, Терское казачье войско, грозненские казаки. 

About the church in honor of St. Nicholas the Wonderworker in the staniсa Groznenskaya Kizlyar department of the Terek region (To the 200th anniversary of the founding of the city Grozny) 

© 2018 Golovlyov Aleksey Alekseevich 

Samara State University of Economics 

E-mail: ecology@samsu.ru   

The motivation for writing this article was a unique photo depicting a church in honor of St. Nicholas the Wonderworker in the staniсa (Cossack village) of Groznenskaya and a mounted one hundred Cossacks. Based on the conducted local history search, the history of the church destroyed in the Soviet era in honor of St. Nicholas the Wonderworker, built on national money, is restored. The following dates have been determined, related to the emergence, existence and death of the Groznenskaya staniсa shrine: the beginning of the construction of the church in 1899 year, the end of construction and the consecration of the temple – 1902 year, the destruction of the temple – 1932-1933 years. Presents about the event in the life of the staniсa of Groznenskaya, imprinted on a unique photograph, are being voiced. Equestrian construction of a hundred could be associated with the departure of the Cossacks for summer camps, the regimental feast of the 1st Kizlyar-Grebensky regiment, or the military holiday of the Terek Cossack Host. Most likely, the commanders of the 1st and 2nd Kizlyar-Grebensky regiments, officers from the Kizlyar department of the Terek region, could visit the Groznenskaya staniсa. The ataman of the Groznenskaya staniсa and the officers of the 1st and 2nd Kizlyar-Grebensky regiments could meet the authorities. 

Keywords: Groznenskaya staniсa, Grozny city, church in honor of St. Nicholas the Wonderworker, Terek Cossack Host, Grozny Cossacks. 

КтоизстарожиловгородаГрозногонепомнитширокоформатныйкинотеатр «Юбилейный» иЧечено-Ингушскийгосударственныйпедагогический институт им. Т.Э. Эльдарханова, располагавшиеся на проспекте им. С. Орджоникидзе, и среднюю школу № 3, находившуюся на Комсомольской улице? Все эти городские объекты построили в советский период. Грозненская средняя школа № 3 была сооружена в начале 30-х гг. XX в., а в конце советского периода были возведены кинотеатр (на месте вечерней школы) и педагогический институт (на месте пришкольного участка средней школы № 3).

Территория, занятая в советское время знаковыми городскими объектами (кинотеатром, педагогическим институтом и школой), до 1920 г. в административном отношении принадлежала станице Грозненской. На этой территории располагалась Церковная станичная площадь (Грозненская станичная площадь, Казачья площадь), соприкасавшаяся с Бульварной улицей (переименованной в советское время в проспект им. С. Орджоникидзе), которая соединяла железнодорожную станцию с городом. Церковная станичная площадь примыкала к Бульварной улице с правой стороны (если следовать от железнодорожного вокзала в город). По левую сторону от Бульварной улицы, напротив Церковной станичной площади, находились здания Грозненского станичного правления и казачьей школы (в советское время эти здания занимала вечерняя школа). На Церковной станичной площади возвышался величественный пятиглавый православный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая (Мирликийского), известный в народе под названиями: церковь Николая Угодника, церковь Святителя Николая Угодника, Николаевская церковь, станичная церковь, казачья церковь и казачий собор (рис. 1, 2).

2018-03-14_22-22-22

Рис. 1. Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая – духовный центр станицы Грозненской. Вид храма со стороны Бульварной улицы (предположительно фотоснимок сделан в направлении с запада на восток). Хорошо видны шатровая колокольня, центральная большая глава и три малых главы. Четвёртая малая глава заслонена большой главой и не видна. Храмовая территория огорожена каменным забором

 Рис. 2. Храм в честь...

Рис. 2. Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая в станице Грозненской. Вид храма со стороны Бульварной улицы (предположительно фотоснимок сделан в направлении с северо-запада на юго-восток). Хорошо видны шатровая колокольня, трапезная и здание храма с четырьмя главами (пятая малая глава едва заметна на заднем плане). Храмовая территория огорожена добротным каменным забором 

Грозненская станичная площадь и храм в честь Святителя и Чудотворца Николая располагались в центральной части станицы. Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая являлся её духовным центром. Местопребыванием атамана – выразителя военно-административной власти и блюстителя порядка – служило Грозненское станичное правление. Кроме того, Грозненская станица была административным центром 4-го участка Кизлярского отдела Терской области. В 1914 г. к 4-му участку Кизлярского отдела относились терские и сунженские станицы Червлённая, Николаевская, Калиновская, Савельевская, Барятинская, Кахановская, Ильинская, Петропавловская, Ермоловская и Романовская со своими юртовыми наделами и хуторами [9].

За 100 лет после Великой Октябрьской социалистической революции, или Октябрьского переворота, на Тереке и Сунже произошли кардинальные изменения в политико-административном устройстве, национальном и религиозном составе населения. В ходе кровопролитной гражданской войны советской властью была разгромлена и упразднена Грозненская станица, а терские казаки (в их числе и грозненские казаки) подверглись массовым репрессиям и депортации. Вследствие военных действий в Чечне в 90-е гг. XXв. — начале XXI в., немногочисленные потомки грозненских казаков стали вынужденными переселенцами, рассеянными по городам и весям России. Так была утрачена историческая преемственность поколений. Именно поэтому сегодня широкой общественности мало что известно о Грозненской станице, и почти ничего не известно о её духовной святыне – разорённом и уничтоженном до основания храме в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Побудительным мотивом для написания данной статьи стала редчайшая фотография (её фрагменты – рис. 3, 4), запечатлевшая для истории один миг из жизни станицы Грозненской[2]. Об этой уникальной фотографии не упоминали в своих публикациях многоопытные грозненские краеведы Н.И. Штанько, А.И. Казаков, А.А. Ваксман и Ю.Б. Верольский.

Рис. 3. Храм в честь...

Рис. 3. Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая в станице Грозненской (фрагмент фотоснимка, принадлежащего В.А. Труфманову). Вид храма со стороны Церковной станичной площади и Бульварной улицы (предположительно фотоснимок сделан в направлении с юго-запада на северо-восток). Хорошо видны паперть и здание храма с тремя малыми главами и большой главой (четвёртая малая глава полностью заслонена большой главой). Видна часть колокольни. Храмовая территория огорожена временным деревянным забором

 Рис. 4. Терская казачья...

Рис. 4. Терская казачья сотня со штандартом около храма в честь Святителя и Чудотворца Николая (крупноплановый фрагмент фотоснимка, принадлежащего В.А. Труфманову). В левой части фотоснимка, впереди конного построения, стоит пешая группа офицеров, а позади построения расположились музыканты (трубачи). По сторонам деревянного забора стоят казаки служивого возраста, казаки-старики и подростки

Подлинник фотографии с изображением храма Святителя и Чудотворца Николая и казаков сохранился в архиве потомственного терского казака Виктора Акимовича Труфманова. В.А. Труфманов сообщил о том, что оригинальная фотография принадлежала его прадеду Трухману Иоанну Семёновичу, родившемуся в 1878 г. и жившему в станице Ново-Щедринской. Как родовая станица Труфмановых Ново-Щедринская станица[3] отмечена на интернет-форуме «Гребенские казаки» [18].

В деле обнародования и компьютерной реставрации исторической фотографии большую роль сыграла Ирина Анатольевна Попова (урождённая Костенко), предки которой по отцовской линии – уроженцы Щедринской и Новогладковской (Гребенской) станиц 3-го участка Кизлярского отдела.

Владелец оригинальной фотографии с изображением храма Святителя и Чудотворца Николая и сотни терских казаков В.А. Труфманов не знал, в каком году была произведена съёмка. Прадед И.С. Трухман (он в белой парадной черкеске, тёмном бешмете и тёмной папахе, стоит за конным казачьим строем, невдалеке от храма) не подписал фотоснимок. Поэтому неизвестно, по какому случаю построились конные казаки, и в каком году произошло запечатлённое на фотоснимке событие. Тем не менее, детальное изучение фотографии, с одной стороны, и сведения, найденные в краеведческой литературе, с другой стороны, в совокупности помогли установить не только вероятную дату съёмки, но и дату окончания строительства казачьего храма.

Начальная дата постройки храма Святителя и Чудотворца Николая упоминается в статье Н.И. Никитина [7], опубликованной во «Владикавказских епархиальных ведомостях». Освящение места закладки казачьего храма, произошедшее в 1899 г., Н.И. Никитин [7. С. 170] описал таким образом: «25-го марта, после литургии, из Грозненского Космо-Дамиановского собора, при колокольном звоне, в сопровождении множества народа, городское духовенство во главе с настоятелем протоиереем Павлом Бартеневым, проследовало на Грозненскую станичную площадь, где был уже вырыт фундамент и приготовлен камень для закладки нового храма в честь Св. и Чудотворца Николая. Станичная площадь вся была переполнена народом, с благоговением ожидавшим прибытия св. икон. Совершив установленный чин освящения, о. протоиерей первый положил камень и при этом сказал глубоко-назидательное слово о пользе, какую принесет новосооружаемый храм станичникам…»[4].

По Н.И. Никитину [7], грозненские казаки давно мечтали построить собственную церковь. Ведь городской Космо-Дамиановский собор (рис. 5) с течением времени стал маловместительным, а станичники не имели в нём своего места[5]. Указанные обстоятельства побудили казаков начать строительство собственного храма. Некоторые казаки ещё при начале постройки школьного здания выказывали желание сначала построить церковь, а потом школу. Однако мнение о первоначальной постройке казачьей школы победило, и на центральной станичной площади появилось каменное школьное здание. По Н.И. Никитину [7], строительство казачьей школы обошлось в 12 тыс. руб., а строительство казачьего храма обойдётся примерно в 60-70 тыс. руб.

Рис. 5. Космо-Дамиановский собор...

Рис. 5. Космо-Дамиановский собор в Грозном (справа от собора – здание церковно-приходской школы). Вид соборного храма со стороны Александровской улицы (фотоснимок сделан в направлении с северо-запада на юго-восток). Из этого храма городское духовенство во главе с настоятелем протоиереем П.А. Бартеневым, сопровождаемое массой народа, проследовало на Грозненскую станичную площадь для освящения места закладки храма в честь Святителя и Чудотворца Николая

Н.И. Никитин [7] не сообщает о том, была ли в станице Грозненской до постройки храма в честь Святителя и Чудотворца Николая другая православная церковь. Вместе с тем, в «Списке населенных мест Терской области…» [8] прямо указано на наличие в станице Грозненской (относившейся в 1883 г. ко 2-му участку Грозненского округа) церкви и школы. Однако в изданном в 1891 г. «Алфавитном указателе населенных мест Терской области» [11], церковь в станице Грозненской не значится, а школа указана. По данным «Списка населенных мест Терской области» за 1914 г. [9] и «Терского календаря на 1915 год» [17], в станице Грозненской, кроме станичного правления и двухклассного министерского училища (казачьей школы), действовала церковь Св. Николая Чудотворца.

Попробуем объяснить столь противоречивые сведения о церкви. Нельзя полностью исключать, что церковь и школа в Грозненской станице до возведения храма в честь Святителя и Чудотворца Николая какое-то время существовали. Однако нам представляется, что на станичной территории прежде ни церкви, ни школы не было, поскольку они находились на примыкавшей к станице городской территории. В этом случае в качестве станичных могли указываться городской Космо-Дамиановский собор, располагавшийся в квартале от станицы, и какая-либо городская школа с учениками-казаками.

Как следует из статьи Н.И. Никитина [7], до возведения храма в честь Святителя и Чудотворца Николая грозненские станичники ходили в городской Космо-Дамиановский собор. В газете «Терские ведомости» за 1883 г. [10] сообщается о том, что станичники считали Космо-Дамиановский собор своим, а престольный праздник городского собора (1 ноября) отмечался в Грозненской станице как день «именин» [4]. Данный факт был исторически мотивирован и связан с тем, что грозненские казаки являлись прямыми потомками солдат Куринского егерского полка, построивших в форштадте крепости Грозной Космо-Дамиановский собор (по А.А. Ваксману, в 1839 г.) [1].

По сложившейся церковной традиции, в том случае, если возводится новый православный храм, освящение производится на различных стадиях его строительства. До заложения фундамента храма совершается чин освящения места закладки, перед установкой крестов – чин на поставление креста, перед подвешиванием колокола на колокольне – чин благословения колокола, и др.

Следовательно, храм в честь Святителя и Чудотворца Николая как «новосооружаемый» православный храм, в 1899 г. прошёл лишь освящение первой стадии строительства. Какие ещё чины освящения были произведены, по фотоснимку определить нельзя. Поэтому выскажем суждение о стадии строительства храма. На рис. 3 вроде бы хорошо видно, что малые купола казачьего храма не увенчаны крестами. Однако И.А. Попова, изучившая малые купола при значительном увеличении электронного варианта фотоснимка, различила на луковицах шаровидные основания креста (так называемые яблоки). Кроме того, при значительном увеличении фотоснимка в нижней части накупольного креста обнаружилась цата (перевёрнутый полумесяц). Стали заметны и неясные контуры верхней части креста. К сожалению, на рис. 3 почти не просматривается колокольня (виден только шатёр и едва виден ярус звона), поэтому мы не знаем, были ли на ней подвешены колокола, или нет.

В целом можно полагать, что на рис. 3 запечатлена завершающая стадия строительства казачьего храма в честь Святителя и Чудотворца Николая. О том, что возведение храма окончилось сравнительно недавно, свидетельствуют следующие детали фотоснимка: подсобное деревянное строение (которое ещё не разобрали), лестница, верстак, а также лежащие на земле заготовки для изготовления забора и временный деревянный забор вокруг церковной территории. Добротный каменный забор на Церковной станичной площади будет построен в последующее время (рис. 1, 2).

В поиске признаков, которые помогли бы определить приблизительную дату съёмки храма, мы обратили внимание на одежду казаков. На фрагменте фотоснимка с крупноплановым изображением терской сотни (рис. 4) была изучена одежда казаков. Оказалось, что казачья форма нижних чинов не имеет белевой тесьмы (белевых петлиц). В казачьем словаре-справочнике [5] под белевыми петлицами понимаются особые украшения из серебряного галуна, по очертаниям схожие с продольным сечением катушки для ниток. Белевые петлицы прикреплялись на воротниках мундиров и на обшлагах рукавов. Согласно справочной книжке «Казачьи войска» [6], белевая тесьма на воротники бешметов и рукава черкесок была пожалована нижним чинам всех строевых частей Терского казачьего войска указом от 6 декабря 1908 г. в ознаменование особого монаршего благоволения и в награду за верную и ревностную службу. Поскольку на рукавах черкесок нижних чинов белевой тесьмы не заметно, то логично заключить, что фотоснимок могли сделать в период между известными нам датами – мартом 1899 г. и 6 декабря 1908 г.

Дальнейший краеведческий поиск дал более точный результат. В списке благочиний Владикавказской епархии [16] нами обнаружено краткое упоминание о том, что Николаевская церковь станицы Грозненской, относившаяся к 8-му благочинническому округу, была освящена в 1902 г. Отмечалось также, что в Николаевской станичной церкви престольный праздник (престол во имя Святителя Николая) отмечался 6 декабря.

Скорее всего, упоминание об освящении Николаевской церкви означает то, что было получено благословление на проведение церковных служб после главного освящения, необходимого для начала богослужения – освящения престола. Хотя не факт, что в случае с Никольской церковью это случилось именно так: в православных церквах освящение престола может производиться и после благословления на проведение богослужения.

Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая мог получить благословление на проведение богослужения на разных стадиях строительства. Например, церковные службы могли начаться тогда, когда ещё не были установлены кресты на главах, и когда не была достроена крыша[6]. Поэтому на рис. 3 мы видим, вероятнее всего, действующий православный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, который был построен и освящён менее чем за три года. Судя по полноразвитым листьям на деревьях, яркому солнцу и характеру одежды, фотоснимок храма и казаков (рис. 3, 4) был сделан в тёплое время года. Предполагаемые сроки фотосъёмки храма и казачьей сотни возле него – середина весны — начало осени 1902 г.

Какое событие запечатлено на фотоснимке, однозначно сказать трудно. С большой вероятностью можно полагать, что это не церковный праздник – не видно священнослужителей, религиозной атрибутики, массового скопления народа. Не похоже это событие и на призыв казаков на военную службу – в таком случае на Церковной станичной площади также должно быть многолюдно. Можно предположить, что конное построение сотни связано с отбыванием казаков на летние лагерные сборы. Поскольку на тёплое время года приходятся полковой праздник 1-го Кизляро-Гребенского полка (в 1890 г. это было 9 мая, а в 1912 г. – 25 августа) и войсковой праздник Терского казачьего войска (25 августа), то вполне допустимо, что построение казачьей сотни могло произойти в связи с полковым или войсковым праздниками[7].

В самом начале XX в. стоянки конных казачьих полков – 1-го Кизляро-Гребенского (строевого) и 2-го Кизляро-Гребенского (льготного второочередного) – располагались в г. Грозном [12, 13]. Станица Грозненская стала стоянкой 2-го Кизляро-Гребенского полка только в 1904 г. [14], а ставка начальника 4-го участка Кизлярского отдела была учреждена в станице Грозненской в 1906 г. [15]. Так как местопребыванием казачьих полков в 1902 г. являлся Грозный, многолюдное всенародное торжество по случаю полкового праздника должно было происходить на центральной площади города – Ермоловской. Одновременно на Церковной станичной площади могло состояться более скромное казачье празднество. Возможно, поэтому на фотоснимке мы видим лишь представителей мужской части населения станицы. Позади конного строя, по обеим сторонам от временного забора, стоят казаки служивого (молодого и среднего) возраста, казаки-старики, реже подростки.

Предположительно на фотоснимке запечатлена встреча начальства. Какое начальство могли ожидать казаки? Наиболее вероятно, что станицу Грозненскую могло посетить полковое начальство. В самом начале XX в. 1-м Кизляро-Гребенским полком сначала командовал полковник Николай Степанович Суровецкий, а затем полковник Георгий Назарович Абрезов. Соответственно, 2-м Кизляро-Гребенским полком заведовали войсковые старшины Георгий Семёнович Евсеев и Григорий Александрович Борисов [12, 13].

В станицу Грозненскую могли приехать офицеры из управления Кизлярского отдела[8] Терской области, атаманом которого в начале XX в. был полковник (затем генерал-майор) Алексей Николаевич Флейшер. Менее вероятно, что Грозненскую станицу посетили офицеры Войскового штаба Терского казачьего войска (из г. Владикавказа) и штаба Кавказского военного округа (из г. Тифлиса). Встречать начальство могли атаман станицы Грозненской и офицеры 1-го и 2-го Кизляро-Гребенских полков.

Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая, место закладки которого освятил 25 марта 1899 г. настоятель Космо-Дамиановского собора протоиерей П.А. Бартенев и построенный в 1902 г. на средства станичного общества, просуществовал недолго. Как известно, божий храм – «…могучий рассадник благочестия и христианской жизни…» и «мать-церковь» грозненских казаков [7. С. 171] – был безжалостно и по-варварски уничтожен в советское время. О том, когда это произошло, свидетельствуют приводимые ниже сведения.

В 1985 г. нам довелось увидеть малоизвестный фотоснимок Грозного, сделанный в 1930 г. и хранившийся в домашнем архиве сына участника Стодневных боёв И. Зозули. На фотоснимке Грозного в качестве главного объекта изображения выступало возводившееся в то время здание 5-го жилстроительства. Вместе с тем, на дальнем плане фотоснимка отчётливо просматривался казачий храм в честь Святителя и Чудотворца Николая.

По информации, полученной нами от Олега Ильича Гордиенко, родившегося в г. Грозном в 1931 г., церковь Николы Угодника в станице Грозненской была уничтожена в начале 30-х гг. XX в.[9] Наконец, по информации потомственной казачки станицы Грозненской Евгении Павловны Кастарновой, родившейся в 1925 г., церковь Николы Угодника разгромили в 1932-1933 гг. Таким образом, казачий храм в честь Святителя и Чудотворца Николая простоял на станичной, а затем на городской земле, примерно 30 лет.

На примере Грозненской станицы и её православной святыни видно, как в советское время терское казачество подрубалось под самый корень. Нет теперь ни зажиточной Грозненской станицы, ни её величественного божьего храма, ни казачьего кладбища (через которое проложили железную дорогу), ни самих грозненских станичников. «Достижения» ленинско-сталинской национальной политики, проводившейся на Тереке на протяжении более 70 лет советской власти, окончательно закрепились уже в постсоветское время.

В результате подобной национальной политики, в прежде многонациональном и поликонфессиональном Грозном не осталось теперь русского, украинского, армянского, еврейского, татарского, польского и другого старожильческого населения. Остаётся только память о грозненском городском и станичном прошлом, которую потомки обязаны сохранять….

Список литературы

1. Ваксман А.А. Записки краеведа. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1984. 96 с.

2. Зейдлиц Н.К. Терская область. Список населенных мест по сведениям 1874 года / Издан Кавказским статистическим комитетом при Главном Управлении Наместника Кавказского. Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878.

3. Кавказский календарь на 1917 год / Под редакцией Н.П. Стельмащука. Тифлис: Типография канцелярии наместника Его Императорского Величества на Кавказе, 1916.

4. Казаков А.И. Страницы истории Грозного. Краеведческие этюды. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1989. 88 с.

5. Казачий словарь-справочник. Т. I. Абрамов — Зябловский / Сост. Г.В. Губарев, редактор-издатель А.И. Скрылов. Кливленд (Охайо, США), 1966.

6. Казачьи войска. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры / Под ред. В.К. Шенк; сост. В.Х. Казин. С.-Петербург: Типография В.Д. Смирнова, 1912. 463 с.

7. Никитин Н.И. Освящение места для закладки храма в ст. Грозненской // Владикавказские епархиальные ведомости. 1899. № 8. С. 170-172.

8. Список населенных мест Терской области по сведениям к 1-му января 1883 года / Составлен Терским областным статистическим комитетом под редакцией секретаря комитета Н.А. Благовещенского. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1885. 58 с.

9. Список населенных мест Терской области (по данным к 1-му июля 1914 года) / Издание Терского областного статистического комитета; под ред. С.П. Гортинского. Владикавказ: Электротипография Терского областного правления, 1915. 459 с.

10. Терские ведомости. 1883. № 48.

11. Терский календарь на 1892 год. В 2 кн. Кн. 1 / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета П.Ф. Стефановского. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1891.

12. Терский календарь на 1901 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией члена-секретаря комитета Г.А. Вертепова. Выпуск десятый. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1900.

13. Терский календарь на 1903 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией Г.А. Вертепова. Выпуск двенадцатый. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1903.

14. Терский календарь на 1904 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией Г.А. Вертепова. Выпуск тринадцатый. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1904.

15. Терский календарь на 1906 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией Г.А. Вертепова. Выпуск пятнадцатый. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1906.

16. Терский календарь на 1908 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией Г.А. Вертепова. Выпуск семнадцатый. Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1907.

17. Терский календарь на 1915 год / Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета С.П. Гортинского. Выпуск двадцать четвертый. Владикавказ: Электропечатня типографии Терского областного правления, 1915.

18. http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=2648#p20319  (Интернет-форум «Гребенские казаки»).

References

1. VaksmanA.A. (1984) Zapiskikraeveda, Groznyj: Checheno-Ingushskoeknizhnoeizdatel’stvo, 96.

2. Zejdlic N.K. (1878), Terskaja oblast’. Spisok naselennyh mest po svedenijam 1874 goda, Izdan Kavkazskim statisticheskim komitetom pri Glavnom Upravlenii Namestnika Kavkazskogo, Tiflis: Tipografija Glavnogo Upravlenija Namestnika Kavkazskogo.

3. Kavkazskij kalendar’ na 1917 god (1916), Pod red. N.P. Stel’mashhuka, Tiflis: Tipografija kanceljarii Namestnika E.I.V. na Kavkaze.

4. Kazakov A.I. (1989) Stranicy istorii Groznogo, Kraevedcheskie jetjudy, Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel’stvo, 88.

5. Kazachij slovar’-spravochnik, T. I, Abramov — Zjablovskij (1966), Sost. G.V. Gubarev, redaktor-izdatel’ A.I. Skrylov, Klivlend (Ohajo, SShA).

6. Kazach’i vojska, Spravochnaja knizhka Imperatorskoj Glavnoj Kvartiry (1912), Pod red. V.K. Shenk; sost. V.H. Kazin, S.-Peterburg: Tipografija V.D. Smirnova, 463.

7. Nikitin, N.I. (1899), Osvjashhenie mesta dlja zakladki hrama v st. Groznenskoj, Vladikavkazskie eparhial’nye vedomosti, № 8, 170-172.

8. Spisok naselennyh mest Terskoj oblasti po svedenijam k 1-mu janvarja 1883 goda (1885), Sostavlen Terskim oblastnym statisticheskim komitetom pod redakciej sekretarja komiteta N.A. Blagoveshhenskogo, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija, 58.

9. Spisok naselennyh mest Terskoj oblasti (po dannym k 1-mu ijulja 1914 goda) (1915), Izdanie Terskogo oblastnogo statisticheskogo komiteta; pod red. S.P. Gortinskogo, Vladikavkaz: Jelektrotipografija Terskogo oblastnogo pravlenija, 459.

10. Terskie vedomosti (1883), № 48.

11. Terskij kalendar’ na 1892 god. V 2 kn. Kn. 1 (1891), Izdanie Terskogo oblastnogo statisticheskogo komiteta pod redakciej sekretarja komiteta P.F. Ste-fanovskogo, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

12. Terskij kalendar’ na 1901 god (1900), Izdanie Terskogo oblastnogo stati-sticheskogo komiteta pod redakciej chlena-sekretarja komiteta G.A. Vertepova, Vypusk desjatyj, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

13. Terskij kalendar’ na 1903 god (1903), Izdanie Terskogo oblastnogo stati-sticheskogo komiteta pod redakciej G.A. Vertepova, Vypusk dvenadcatyj, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

14. Terskij kalendar’ na 1904 god (1904), Izdanie Terskogo oblastnogo statisticheskogo komiteta pod redakciej G.A. Vertepova, Vypusk trinadcatyj, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

15. Terskij kalendar’ na 1906 god (1906), Izdanie Terskogo oblastnogo statisticheskogo komiteta pod redakciej G.A. Vertepova, Vypusk pjatnadcatyj, Vla-dikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

16. Terskij kalendar’ na 1908 god (1907), Izdanie Terskogo oblastnogo stati-sticheskogo komiteta pod redakciej G.A. Vertepova, Vypusk semnadcatyj, Vladikavkaz: Tipografija Terskogo oblastnogo pravlenija.

17. Terskij kalendar’ na 1915 god (1915), Izdanie Terskogo oblastnogo statisticheskogo komiteta pod redakciej sekretarja komiteta S.P. Gortinskogo, Vypusk dvadcat’ chetvertyj, Vladikavkaz: Jelektropechatnja tipografii Terskogo oblastnogo pravlenija.

18. http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=2648#p20319 (Internet-forum «Grebenskie kazaki»).

[1] Головлёв Алексей Алексеевич– доктор географических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. СоветскойАрмии, 141).

Golovlyov Aleksey Alekseevich–doctor of geographic sciences, assistant professor, professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

[2] Автор благодарен бывшему жителю Грозного, потомственному казаку станицы Александро-Невской Олегу Львовичу Лазареву за труд по просмотру текста статьи и сделанные ценные замечания.

[3] На самом деле, такая станица не значится в списках населённых мест Терской области, составленных по данным за 1874, 1907 и 1914 гг. [2, 9, 16] и в списке населённых мест Терской области из «Кавказского календаря на 1917 год» [3]. Во всех случаях указана только Щедринская станица. В списке населённых мест Н.К. Зейдлица [2] упоминается хутор Щедринской станицы (при Поповом озере), а в алфавитном указателе населённых мест за 1891 г. [11], кроме Щедринской станицы, указано Щедринское поселение (новое).

[4] По данным О.Л. Лазарева, Павел Александрович Бартенев – выпускник Вологодского духовного училища, протоиерей военного ведомства. До Грозного был благочинным священником в станице Ессентукской.

[5] Главный храм Грозного назывался также собором Св. Косьмы и Дамиана, собором Козьмы и Демьяна.

[6] Покровская церковь, располагавшаяся на Четверговой площади г. Грозного, будучи недостроенной, являлась действующей церковью: в ней совершались богослужения в досоветское и раннее советское время.

[7] В день пленения имама Шамиля в 1859 г. – 25 августа – собирался и Терский войсковой круг [6].

[8] В начале XX в. управление Кизлярского отдела располагалось в г. Кизляре. В г. Грозный оно было переведено не позднее 1907 г. [16].

[9] В свою очередь, О.И. Гордиенко знал об уничтожении казачьей церкви со слов своей матери, Анны Дмитриевны Гордиенко (урождённой Перовой), жившей в станице Грозненской с досоветского времени.

Тэги: , , , ,

Еще нет комментариев

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика