Реализация одного из принципов всеобщего управления качеством: подготовка и переподготовка кадров (на примере ООО «СЗЖИ»)

Обложка выпуска № 6(24) 2017 

pdf_5561

Колебирова Ю.С.

Идентификатор статьи в журнале: 624348

УДК 658.5.012.7

Реализация одного из принципов всеобщего управления качеством: подготовка и переподготовка кадров (на примере ООО «СЗЖИ»)

© 2017 Колебирова Юлия Сергеевна[1]

E-mail: kolebirova94@mail.ru

Самарский государственный технический университет

Архитектурно-строительная академия

В современных условиях рыночной экономики в России все больше внимания уделяется проблемам качества. Поскольку в настоящее время ведется конкурентная борьба между предприятиями, возникла необходимость разработки программ повышения качества. На практике стало необходимым вырабатывать объективные показатели, чтобы оценивать способность фирм производить качественную продукцию. Качественные характеристики, как правило, подтверждаются сертификатом соответствия на изделия. Достаточное количество производителей имеют системы качества, которые соответствуют международным стандартам. Главнейшим источником для существования любой фирмы является успешная реализация продукта высокого качества потребителю. В настоящее время непрерывно возрастает реализация принципов всеобщего управления качеством (TQM) и их использование в различных отраслях современного менеджмента. В случае успешной реализации этих принципов будут наблюдаться привлечение новой клиентуры, закрепление уже сложившихся связей с постоянными клиентами, увеличение прибыли и процветание организации в целом.

Ключевые слова: TQM, принципы Деминга, квалификация, подготовка и переподготовка кадров, контроль качества.

Realization of one of the principles of general quality management: preparation and retraining of personnel (on the example of LLC SZZhI)

© 2017 Kolebirova Uliya Sergeena

E-mail: kolebirova94@mail.ru

Samara state technical University

Architecture and Construction Academy

In modern conditions of market economy in Russia more and more attention is paid to quality problems. As now competition between the enterprises is conducted, there was a need of development of programs of improvement of quality. In practice became necessary to develop objective indicators to estimate ability of firms to make qualitative production. Qualitative characteristics, as a rule, are confirmed by the certificate of conformity on products. Quality systems which conform to the international standards have enough producers. The major source for existence of any firm is successful realization of a quality product to the consumer. Now continuously realization of the principles of general quality management (TQM) and their use increases in various branches of modern management. In case of successful realization of these principles involvement of new clients, fixing of already developed communications with regular customers, increase in profit and prosperity of the organization in general will be observed.

Keywords: TQM, principles of Deminga, qualification, preparation and retraining of personnel, quality control.

Система TQM («total quality management», что в переводе с английского означает «всеобщее управление качеством») представляет собой подход в управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех её членов и направлен на достижение как долгосрочного успеха, так и на выгоду членов организации и общества. Целью данного подхода является достижение долгосрочного успеха, путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Задачи TQM состоят в постоянном улучшении посредством регулярного анализа результатов и в регулировании деятельности.

Согласно одному из принципов Эдварда Уильямса Деминга (TQM), необходимо введение в практику современных подходов подготовки переподготовки всех работников, в том числе управляющих и руководителей, с целью лучшего использования возможностей каждого сотрудника, поспеванием за изменениями в методах, материалах, конструкциях изделий, технологиях, оборудованиях, методах обслуживания и функциях. Большинство предприятий уделяют этому внимание, только встает вопрос чему учить, и кто будет учить. Так и в нашем случае, программы обучения носят случайный характер и не включены в стратегические цели компании, лишь изредка проводятся семинары и тренинги. К сожалению, руководители не понимают, что обучение персонала есть большие инвестиции.

Предприятие ООО «Самарский завод железобетонных изделий» создалось на основе Куйбышевского завода ж/б изделий и конструкций, которое берет начало с 1981 года. На данный момент завод является крупным предприятием в нашей области по производству и удовлетворению запросов заказчиков в железобетонных изделиях и конструкциях, бетона различных марок раствора. На предприятии не введена в практику подготовка и переподготовка кадров. Далее будут предложены мероприятия по введению в практику современных подходов к подготовке и переподготовке для всех работников, а также руководителей и управляющих, для того, чтобы лучше использовались возможности каждого в частности из них, а также с целью того, чтобы преуспеть за изменениями в материалах, методах конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, требуются новые умения и навыки. Рассмотрим, как повлияет внедрение данного принципа на экономию и полезность предприятия.

 Повышение квалификации сотрудников, позволит предприятию значительно повысить качество производимых изделий, что в свою очередь, приведет к повышению рейтинга предприятия на рынке.

С целью подготовки и переподготовки кадров предприятия, как правило проводятся выездные курсы на срок от 14 до 28 дней. Обучение в основном проводится на основе договоров с институтами в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Ульяновск.

Исходя из этого, можно сказать, что затраты на обучение высокие, поскольку помимо стоимости обучения необходима оплата командировочных расходов, проживания и проезда.

Все же с целью уменьшения расходов на повышение квалификации, можно организовать обучение без выезда персонала. Для этого следует заключить договора с учебными заведениями на выезд их преподавателей для обучения работников, поскольку на базе предприятия имеется необходимое учебное оборудование (компьютерная техника, проекторы, стенды и др.) и для персонала будет легче ориентироваться в привычных ему условиях.

Данный способ значительно сэкономит средства, обеспечит более массовое обучение, улучшит качество обучения.

На сэкономленные средства организация может повысить количество работников повышающих квалификацию, поскольку курсы повышения квалификации проходит недостаточно работников. Также благодаря экономии предприятие может начать подготовку кадрового резерва, так как сейчас на ООО «СЗЖИ» наблюдается нехватка специлизированных кадров. Средний возраст работников составляет 47 лет. Поскольку пенсии назначаются по вредности, то наиболее опытная и грамотная часть персонала находится уже в предпенсионном возрасте. Молодая часть персонала, как правило, не имеют достаточного опыта и квалификации и, как следствие, не подходят для замещения на определенные должности, так как там необходимы повышенные требования к работе и большая ответственность. Поэтому для организации будет альтернативом подготовить кадровый резерв на сэкономленные средства.

Затраты на обучение в течение 14 дней 10 работников в городе Москва приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Затраты на обучение персонала в городе Москва

Количество специалистов Стоимость обучения одного специалиста, руб. Всего затраты на обучение, руб. Командировочные расходы, руб. Стоимость проезда, руб. Стоимость проживания, руб. Всего затраты на обучение, руб.
10 7 000 70 000 14*10*300 = 42 000 3 000*2*10 = 60 000 10*4000*14 = 560 000 732 000

В случае если заключить договор с обучающиим институтом на выезд 2 преподавателей на рабочие места, с учетом оплаты им стоимости проезда, проживания и командировочных расходов, получим следующие затраты, таблица 2. 

Таблица 2 – Затраты на обучение персонала на рабочих местах

Количество специалистов Стоимость обучения одного специалиста, руб. Всего затраты на обучение, руб. Командировочные расходы, руб. Стоимость проезда, руб. Стоимость проживания, руб. Всего затраты на обучение, руб.
10 7 000 70 000 14*2*300 = 8 400 3 000*2*2 = 12 000 2*1 500*14 = 42 000 132 400

Таким образом, экономия от введения формы обучения на рабочих местах с выездом 2 преподавателей составит 599,6 тыс. руб., потраченной на обучение в городе Москве.

На сэкономленные средства можно расширить штат основного персонала, что позволит увеличить объемы производства. Также, общеизвестно, что результате повышения квалификации производительность труда возрастает в среднем на 10-15% за счет возросшего мастерства, а также повышения качества выполнения заказов, что отражается на росте выручки.

Еще одним неотъемлемым плюсом обучения на рабочих местах с выездом преподавателей является то, что персонал может обучаться в послерабочее время. С учетом того, что рабочий день в ООО «СЗЖИ» с 07:30 до 16:30, предлагается проведение подготовки кадров с 17:00 до 19:00, а это свидетельствует о том, что производство не понесет потери от простоя.

Таким образом, предложенная рекомендация и мероприятие по реализации принципа Деминга на предприятии является экономически рентабельными и окупаемыми, что позволит фирме занять более стабильное положение на рынке услуг уже в течение первого месяца реализации предложенных мер и обеспечит безубыточный объем реализации продукции.

Следует отметить, что с развитием рыночной экономики, ужесточением конкурентной борьбы, повышение требований потребителей к качеству продукции, наиболее актуальной для предприятий становится задача эффективного управления качеством. Качество – понятие комплексное, поэтому для эффективного управления необходимо системно воздействовать на качество. Знание всеобщего управления качеством в нашей стране становится нормой, а тот факт, что его используют в управление, дает мощное конкурентное преимущество на рынке. Всеобщее управление качеством включает в себя помимо новых идей и принципов управления, еще и широкий набор определенных методик и инструментов повседневной работы руководителя. TQM представляет собой философию бизнеса, которая основывается на приверженности руководства постоянно совершенствовать результативность с помощью лидерства, работы командой и взаимодействия сотрудников в процессе улучшения различных видов деятельности, путем обучения и применения полученных знаний и навыков для удовлетворения потребителей.

Таким образом путем внедрения подготовки и переподготовки кадров на базе предприятия преподавателями, приглашенными из Москвы, предприятию будет позволено в полной мере реализовать принципы всеобщего управления качеством, а это в свою очередь позволит повысить качество работ, сократит число несоответствий, снизит временные и трудовые затраты на их устранение, а также обеспечит возможность дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ООО «СЗЖИ».

Список литературы

  1. Белова Е.М., Угляница А.В. Управление трудовым коллективом в строительстве. Кемерово: КузГТУ, 2012. 68 с.   
  2. Гембрис С., Геррманн Й. Управление качеством. М.: SmartBook, 2012. — 128 c.
  3. Генри Нив «Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдварда Деминга». М.: Альпина Паблишер, 2011. 370 с.
  4. Лапидус В.А. Всеобщее управление качеством (TQM) в российских компаниях. М.: «Типография Новости», 2011. 432 с.
  5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2012. 285 с.
  6. Ушанова Н. А. Всеобщее управление качеством. Самара: СГАСУ, 2011. — 27 с.

References

  1. Belovo E.M., Uglyanitsa A.V. Management of labor collective in construction. Kemerovo: КузГТУ, 2012. 68 pages.   
  2. Gembris S., Gerrmann Y. Quality management. M.: SmartBook, 2012. — 128 with.
  3. Henry Niamh «Organization as system. Principles of creation of steady business of Edward Deminga». M.: Alpina Pablisher, 2011. 370 pages.
  4. Lapidus V. A. General quality management (TQM) in the Russian companies. M.: «Printing house of News», 2011. 432 pages.
  5. Thompson A.A., Strickland A.Dzh. Strategic management. M.: UNITY, 2012. 285 pages.
  6. Ushanova N.A. General quality management. Samara: SGASU, 2011. — 27 pages.

[1] Колебирова Юлия Сергеевна – магистр 1 курса, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет. Архитектурно-строительная академия» (Российская Федерация, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194).

Тэги: , , , ,

Еще нет комментариев

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика