Совершенствование деятельности Роспотребнадзора на основе зарубежного опыта

Обложка выпуска № 4(16) 2016

Кирясова Е.С.pdf_5561 

Идентификатор статьи в журнале: 416249

УДК 338.2

Совершенствование деятельности Роспотребнадзора на основе зарубежного опыта

2016 Кирясова Елизавета Сергеевна [1]

E-mail: lkiryasova@yandex.ru

Самарский государственный экономический университет

В данной статье подробно рассмотрены функции Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее деятельность в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в современных условиях. Названы актуальные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность данной Федеральной службы, в рамках действующего российского законодательства. Представлена сравнительная характеристика в разрезе видов надзорной деятельности Федерального союза (на примере Федеративной Республики Германии) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (на примере Российской Федерации). Обоснован механизм реализации предложений, учитывающий современные тенденции развития общества, по адаптации зарубежного опыта в отечественной практике.

Ключевые слова: защита прав потребителей; Роспотребнадзор в России и его функции; Федеральное объединение центров защиты прав потребителя в Германии. Сравнительный анализ. НаправлениясовершенствованиядеятельностиРоспотребнадзоравРоссийскойФедерации.

Rospotrebnadzor activity improvement based on foreign experience

2016 Kiryasova Elizaveta Sergeevna

E-mail: lkiryasova@yandex.ru

Samarastateuniversityofeconomics

This article discusses the concept of «Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing», considered its functions and activities within the framework of the sanitary and epidemiological welfare of the population and consumer protection in modern conditions. Named the current regulations governing the activities of the Federal Service, under the current Russian legislation. Also shows the comparative characteristics of the Federal Union of Germany and activities Russian Federal Consumer Rights Protection and Human Health Control Service.

Keywords: Rospotrebnadzor, Russian Federal Consumer Rights Protection and Human Health Control Service, Federal Service, Federal Union (Federal Association of Consumer Rights Protection Centre), the consumer, consumer protection.

В актуальной действительности мы сталкиваемся с большим разнообразием надзорных органов, осуществляющих проверки предприятий, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. В России с такой целью была создана Федеральная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей — Роспотребнадзор[1].

Федеральная служба создана Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314. Деятельность службы регламентируется двумя основными Федеральными законами: от 07.02.1992 N 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Деятельность Федеральной службы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» [2] и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 [3].

Осуществляется деятельность Федеральной службы непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений (рис.1).

2016-07-19_01-10-43

Рис. 1. Деятельность Роспотребнадзора

Остановимся более подробно на деятельности Роспотребнадзора (табл.1).

Таблица 1 — Деятельность Роспотребнадзора в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Направление деятельности Роспотребнадзора Характеристика деятельности Роспотребнадзора
1 Эпидемиологический надзор Важное место занимает деятельность, связанная с разработкой системы эпидемиологического надзора. Данная система позволяет своевременно оценивать эпидемиологическую ситуацию, а так же прогнозировать и научно обосновывать меры, принятые для борьбы и профилактики. Эпидемиологический надзор включает в себя следующие процедуры: учет, регистрация заболеваний, расшифровка этиологической структуры, изучение циркуляции патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, проведение профилактических мероприятий (Всемирный день борьбы с туберкулезом, Всемирный день чистых рук, вакцинация и иммунизация населения и пр.) и т.д.
2 Защита прав потребителей
  • Контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка.
  • Предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка.
  • Постоянная модернизация форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности.
  • Развитие системы информирования и консультирования потребителей.
3 Международное сотрудничество Международная деятельность Роспотребнадзора направлена на:

  • профилактику инфекционных болезней и борьба с ними;
  • участие в всемирных программах в области здравоохранения;
  • содействие процессам интеграции на евразийском пространстве;
  • контроль за безопасностью пищевой продукции, совместная разработка международных нормативов безопасности продуктов питания;
  • участие в международной борьбе с вирусом Эбола, в странах Западной Африки, научная и практическая работа по разработке вакцины.
4 Деятельность в рамках Всемирной Торговой Организации • улучшение условий для отечественных товаров и услуг на международных рынках;• возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;• улучшение инвестиционного климата в стране и привлечение тем самым зарубежных инвесторов;• увеличение числа отечественных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;• создание благоприятных условий для конкурентной среды и повышения качества российских товаров и услуг в результате роста импорта;• участие в формировании международных правил торговли, учитывая интересы страны;• создание позитивного имиджа страны на международном рынке.
5 Санитарный надзор Функции государственного санитарного надзора определяются Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». основное направление деятельности санитарного надзора направлено на предупреждение и ликвидацию загрязнений окружающей природы: водоемов, почвы, атмосферного воздуха; а так же на улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, предупреждение и снижение заболеваемости, формирование и пропаганду здорового образа жизни. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в 2-х основных формах: предупредительный и текущий санитарный надзор.Перед санитарным надзором стоят следующие задачи:

  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • санитарный надзор за условиями труда и быта;
  • гигиенический контроль за радиационной обстановкой;
  • гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания населения;
  • улучшение условий развития и воспитания детей и подростков;
  • проведение противоэпидемических мероприятий.
6 Научное обеспечение Представляет собой комплекс научных, научно-технических, организационных мероприятий, которые направлены на получение и успешное внедрение усовершенствованных знаний, модернизированной техники и технологий для решения проблем служебно-боевой деятельности ПС РФ.
7 Деятельность в рамках Таможенного союза Основная задача создания данного союза состоит в снижении таможенных барьеров и увеличении взаимной выгоды в процессе торговли между странам-участниками.

Как видно из таблицы деятельность Роспотребнадзора свидетельствует о том, что его приоритетной задачей является обеспечение благополучие граждан.

Координирование работы своих территориальных подразделений, анализ отчетов и статистических данных, контроль над соблюдением прав потребителей, проведение социально-гигиенического мониторинга, подготовка заключений (санитарно-эпидемиологических) — все это помогает улучшить состояние здоровья и благополучие граждан как потребителей товаров и услуг.

Создание подобных органов, занимающихся урегулированием прав потребителей, осуществляется во многих зарубежных странах. По нашему мнению, заслуживает внимания опыт Германии, где достаточно активно проводится данная работа. Сравнительный анализ российского и германского опыта в данной сфере представлен в таблице №2.

В Германии права потребителей представляет и защищает Verbraucherzentrale Bundesverband, сокр. VZBV (нем.) — Федеральное объединение центров защиты прав потребителя (далее — Федеральный союз, VZBV). Федеральный союз — это важная составная часть гражданского общества, «голос потребителей», который выражает их интересы в политике и экономике [4]. В его состав входят центры защиты прав потребителей на земельном уровне — подобная структура есть в каждой федеральной земле Германии. Также стоит отметить, в Федеральный союз входит еще 25 отраслевых организаций, такие как: Pro Bahn (выражает мнение и интересы участников немецкой железной дороги), Mieterbund (защищает права квартиросъемщиков) и пр. Федеральный союз продвигает интересы потребителей на законодательном уровне (так, были проведены реформы законодательства в области пищевой продукции, туризма, лекарственных средств, страхования). Причем данная деятельность Федерального союза не ограничивается Германией, но и выходит на уровень ЕС. Федеральный союз является членом ConsumerInternational (CI) и Европейского союза потребителей (BEUC).

Стоит учесть, что Федеральный союз не предоставляет консультации потребителям. Исходя из этого, своей главной задачей Федеральный союз считает сотрудничество с прессой и общественностью, с экономическими и политическими кругами. Непосредственно с потребителями же работают Союз потребителей земель и консультационные центры.

Таблица 2 — Сравнительная характеристика защиты прав потребителей в Германии и России

ГерманияФедеральный союз РоссияРостпотребнадзор
1. Полномочия между федеральными, региональными и местными правительственными органами разграничены следующим образом:• федеральные органы осуществляют подготовку законодательной базы по проведению контрольной деятельности, однако сами не занимаются рассмотрением обращений потребителей;

  • на региональном уровне решаются задачи координации и надзора;
  • на местном уровне осуществляется непосредственно контроль и надзор за участниками потребительских отношений;

2. Внутренняя структура Федерального союза охватывает 16 земельных союзов потребителей Германии и 25 других организаций в области политики защиты прав потребителей, которые можно разделить на три основные группы:

  • Союзы женщин
  • Благотворительные организации
  • Организации, специализирующиеся на определенных потребительских темах.

3.Основной источник финансирования Федерального союза Германии — Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии, оно покрывает 2 /3 его бюджета. Оставшаяся 1/3 складывается из оплаты различных видов информационных материалов, предоставляемых Федеральным союзом. В земельных центрах доля государственного финансирования варьируется, но остается существенной. [5]

4. Информирование потребителей — одно из главных направлений деятельности Федерального союза Германии. На официальном сайте VZBV освещено большое разнообразие вопросов и тем: строительство и покупка жилья, здоровье и питание, финансы, страхование, энергетика и торговля. Так же на сайте есть платный ресурс, где можно найти более подробную информацию о конкретном продукте или услуге.Помимо этого, в Германии действует обширная система СМИ, специализирующихся на освещении вопросов защиты прав потребителей.

5. В Германии ведет работу независимый Институт тестирования товаров и услуг (StiftungWarentest www.test.de), который проводит тестирование товаров и услуг. Результаты испытаний, проведенные независимыми экспертами StiftungWarentest публикуются в собственных печатных изданиях, например в журнале «Test», а так же на веб-сайте. Публикации не содержат рекламы.

6. Потребитель Германии освобождается от риска судебного процесса. Федеральные или земельные объединения выступают посредниками или консультантами потребителя в разрешении конфликтной ситуации. После передачи дела в суд Федеральный союз или центр защиты прав потребителя в федеральных землях становится истцом. Обеспечение подобной правовой защиты является важным аспектом поддержки прав потребителей.

1. Полномочия между федеральными, региональными и местными правительственными органами разграничены по такому же принципу, как и в Германии. тем не менее, существуют следующие различия:Законодательнойдеятельностью в этой сфере могут заниматься не только федеральные органы власти, но также органы регионального и местного самоуправления. Так же, существенным отличием является то, что Служба Российского потребительского надзора принимает обращения потребителей (как лично, так и через свой официальный сайт).

  1. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, являющийся главным государственным санитарным врачом РФ. Структура Федеральной службы:
  • Центральный аппарат;
  • Управление Роспотребнадзора по субъектам РФ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ;
  • НИИ;
  • Противочумные организации;
  • Санэпидслужбы министерств и ведомств.

Так, основное направление Роспотребнадзора — это сохранение здоровья потребителей, тогда как интересы в других сферах представлены крайне слабо.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основной источник финансирования — федеральный бюджет Российской Федерации.

4. Информированием потребителей официально занимается «Информационно-методический центр» Федеральной службы (ИМЦ). Данная организация предоставляет следующие платные услуги: консультации экспертов в области благополучия населения и защиты прав потребителей, проведение экспертиз и оценок, подготовка и оформление документов, необходимых для санитарно-эпидемиологической экспертизы.При этом в РФ наблюдается существенная нехватка бесплатных консультаций, а так же образовательных учебных программ и потребительского просвещения через СМИ и в образовательных учреждениях;

5. В России существует негосударственный и независимый исследовательский проект в области контроля качества и безопасности товаров и услуг — Росконтроль. Он объединяет в себя ведущие исследовательские лаборатории и НИИ России, общества и объединения защиты прав потребителей. Его основная цель — продовольственная безопасность граждан, улучшение качества товаров и услуг, защита прав потребителей и поддержка добросовестных бизнесменов.

6. Потребитель России не освобождается от риска судебного процесса и лично участвует в нем или передает право представлять его своему адвокату.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: в практике Германии и России есть общие принципы и задачи в области защиты прав потребителя, но существуют и значительные отличия. Так, ключевым моментом в Германии является принцип приоритетности интересов потребителей над интересами политических и бизнес структур. Такой принцип необходим для развития рынка, так как именно потребитель выступает инвестором всех остальных участников рынка и, чем более защищенным и уверенным он чувствует себя, тем большие инвестиции вложит в рынок. И хотя российская практика защиты потребителей основывается на тех же принципах, данная система на сегодняшний день представляется не вполне целостной и нуждается в определенной модернизации. Нами обоснован ряд предложений по совершенствованию отечественной системы защиты прав потребителей с учетом адаптации зарубежного опыта:

  1. Поддержание условий для здоровой конкуренции на основе развития концепции качества и безопасности.

Для этого нужна эффективная работа антимонопольных органов и актуальная и своевременная потребительская информация. Добиться оперативной работы антимонопольных органов в борьбе с незаконной рекламой и недобросовестной конкуренцией, а так же повысить уровень безопасности потребителя можно, например, с помощью создания информационной системы оперативного обмена данными, где информация о недобросовестных продавцах, незаконной или мошеннической рекламе, об опасном товаре и услуге появлялась бы сразу же после подтвердившегося обращения от пострадавшего потребителя. Так же в данной системе можно создать раздел с положительно зарекомендовавшими себя организациями, заинтересовывая тем самым предпринимателей поддерживать свой позитивный имидж.

  1. Разработка и реализация программ потребительского просвещения в образовательных учреждениях и с использованием средств массовой информации.

С этой целью можно предложить следующие мероприятия:

  • Необходимо разработать и ввести в учебных заведениях специальный курс «Потребительское право», в рамках которого бы учащиеся изучали основы законодательства, свои права и обязанности, а так же процедуру обращения в соответствующие органы при необходимости;
  • Активнее использовать социальную рекламу, путем размещения ее в крупных торгово-развлекательных центрах содержащую основные положения «Правил продажи отдельных видов товаров» или транслируя сюжеты, где показано, как реагировать и куда обращаться в самых распространенных случаях нарушения прав потребителя;
  • Развитие сотрудничества и взаимодействия органов власти (федеральный антимонопольный орган и его территориальные представительства, Госстандарта России, Госсанэпиднадзор, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы) с общественными организациями на всех уровнях;
  • Обеспечение необходимой судебной защитой прав потребителей и освобождение их от судебных рисков, как это сделано в Германии.
  • Создание и развитие на основе опыта Германия, общественных объединений потребителей по важнейшим направлениям потребительских отношений таких как: продовольственная безопасность, ЖКХ, финансовые услуги и др. Это позволит защищать интересы потребителя во всех сферах его жизнедеятельности;

Реализация данных мероприятий будет способствовать просвещению общества, а так же насыщению рынка более качественными товарами и услугами, что позволит в итоге повысить уровень жизни граждан Российской федерации.

Список литературы

  1. Ростпотребнадзор. Электронный ресурс. Код доступа: http://xn—80aafkatpetleclg.xn—p1ai/address/rospotrebnadzor
  2. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3451 от 09.04.2004 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Опубликовано в Федеральном выпуске газеты «Российская газета» № 3521 от 08.07.2004 г.
  4. Федеральный союз. Электронный ресурс. Код доступа: http://69.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/8323/
  5. Как защищены в Германии права потребителей. Электронный ресурс. Код доступа: http://www.dw.com/ru/как-защищены-в-германии-права-потребителей/ф-245241 
  6.  Бажуткина Л.П. Методология формирования и развития региональных систем в Российской экономики: Монография. – Самара: Самарская гуманитарная академия. 2012 г. — С.24-29.

References

  1. Rostpotrebnadzor. Jelektronnyj resurs. Kod dostupa: http://xn—80aafkatpetleclg.xn—p1ai/address/rospotrebnadzor
  2. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 6 aprelja 2004 g. № 154 «Voprosy Federal’-noj sluzhby po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija chelove-ka», Opublikovano v Federal’nom vypuske gazety «Rossijskaja gazeta» № 3451 ot 09.04.2004 g.
  3. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 30.06.2004 № 322 «Ob utverzhdenii Polozhe-nija o Federal’noj sluzhbe po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blago-poluchija cheloveka», Opublikovano v Federal’nom vypuske gazety «Rossijskaja ga-zeta» № 3521 ot 08.07.2004 g.
  4. Federal’nyj sojuz. Jelektronnyj resurs. Kod dostupa: http://69.rospotrebnadzor.ru/documents/ros/8323/
  5. Kak zashhishheny v Germanii prava potrebitelej. Jelektronnyj resurs. Kod dostupa: http://www.dw.com/ru/kak-zashhishheny-v-germanii-prava-potrebitelej/f-245241
  6. Bazhutkina L.P. Metodologija formirovanija i razvitija regional’nyh sistem v Rossijskoj jekonomiki: Monografija. – Samara: Samarskaja gumanitarnaja akademija. 2012 g. — S.24-29.

[1] Кирясова Елизавета Сергеевна – магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Kiryasova Elizaveta Sergeevna — graduate student of the direction «State and municipal management», FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

Еще нет комментариев

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика